Total DVD "Паук-победитель"

"Человек-Паук" по стечению обстоятельств оказался в числе тех картин, которые наиболее пострадали от событий 11 сентября"

Когда в 1962 году сценарист Стэн Ли придумал Человека-Паука, мало кто сомневался, что этот персонаж не войдёт в историю американских комиксов. Издававшаяся компанией Marvel Comics антология "Удивительные фантазии" вяло барахталась на поверхности и была готова пойти ко дну. Несколько попыток возродить былую популярность традиционных комиксов завершилось лишь чередой переименований, окончательно запутавших читателей. Издание называлось то "Удивительные приключения", то "Удивительные фантазии для взрослых", то просто "Удивительные фантазии", но аудитории не прибавлялось. Новые времена требовали новых авторов и новых идей, однако у боссов Marvel с ними было туго. Лишь сорокалетний Стэн Ли сделал невозможное - он обновил не только "Удивительные фантазии", но и всю американскую комикс-индустрию того времени.

Эпоха больших ожиданий

Во всём мире американские комиксы прочно ассоциируются с понятием "супергерои". На самом же деле в США существуют весьма разнообразные комиксы, предназначенные для читателей разного возраста и пола и часто не имеющие никакого отношения как к супергероям, так и к борьбе Добра со Злом (вспомним хотя бы комиксы студии Disney!). тем не менее наиболее массовая комикс-индустрия - это действительно произведения о суперменах всех мастей.

Сама идея создания героев, обладающих сверхспособностями, возникла в первой половине ХХ века, когда человечество было заражено бациллой тоталитаризма. Целью "нового идеального общества" провозглашалось появление "нового человека" - титана мысли и действия, способного сокрушать горы и менять течение рек. Однако в разных странах эта идея принимала разные формы. Собственно тоталитарные страны (Италия, Германия, Япония, СССР) пытались сотворить людей будущего из своих граждан. Более же демократичные государства (в первую очередь - США) штамповали героев на страницах газет, комикс-журналов и в кинофильмах.

Всемогущий Супермен, защищающий сограждан от всевозможного Зла, не так уж сильно отличался от Дяди Стёпы или мифического образа Великого Сталина, как может показаться на первый взгляд. Тайно или явно, люди мечтали о Старшем Брате, который сильнее, умнее, справедливее и добродетельнее их самих. Другое дело, что не во всех странах вера в существ такого рода становилась основой государственной идеологии.

Однако 60-е годы были совсем другой эпохой. Культ "всеобщего", "тотального" постепенно сменялся любовью к частному и индивидуальному. Происходило это, впрочем, несколько медленнее, чем принято считать, но одно дело - поголовное увлечение фашизмом, а другое - тотальная любовь к рок-музыке или джинсам. Вместо того чтобы в едином строю шагать к светлому будущему, молодёжь начала создавать субкультуры, никак не пересекавшиеся с государственной политикой.

Соответственно, прежние супергерои, такие как Бэтмен или Супермен, выкованные из стали рыцари правосудия, поразительно схожие с монументальными скульптурами советской эпохи, подростков уже не устраивали. Они были слишком идеальными, "неприкольными". У ребят появлялись новые кумиры - начиналась эпоха "Битлз".

С точки зрения современного бизнеса большим компаниям вроде Marvel логичнее было бы последовать желаниям аудитории и писать о том, о чём молодёжь хотела читать. Но на такое тогдашние издатели пойти не могли. Принятый ими "Моральный кодекс комиксов" серьёзно ограничивал фантазию авторов. Особенно не поощрялись секс, кровавое насилие и "неправильная" музыка, не говоря уже о наркотиках и тому подобному. Требовалась "золотая середина", которая установила бы мостик между комиксами отцов и ожиданиями детей.

Герой нового типа


Именно такой "философский камень" и нашёл Стэн Ли (настоящее имя Стэнли Мартин Либер), работавший в Marvel с 16 лет. На первый взгляд его идея казалась безумной - он решил сделать главным героем комикса, да не просто героем, а супергероем, подростка. Причём не какого-нибудь "юного пионера" без страха и упрёка, а закомплексованного юношу, мучающегося целым ворохом личных и семейных проблем и становящегося супергероем не столько по зову совести, сколько по стечению обстоятельств. К тому же жил он не в каком-нибудь вымышленном городе вроде Готэма, а в банальном и хорошо всем известном пригороде Нью-Йорка и ходил в самую обычную школу.

Конечно, Питер Паркер не стал совсем уж новым словом в идеологии комиксов. Так же как и Супермен и Бэтмен, он был одиноким сиротой, которого растили приёмные родители, в данном случае - дядя и тётя. Как и его предшественники, мальчик носил глупый, но ярко раскрашенный костюм - тогдашняя дешёвая цветная полиграфия плохо передавала сложные оттенки. Хотя боссы Marvel много придирались к идее героя-паука ("Никто не любит пауков!"), но, справедливости ради, надо заметить, что летучая мышь тоже не символ света, красоты и грации, так что и в этом отношении Паркер вполне соответствовал сложившимся стандартам. И, разумеется, у него, как и у Супермена, была большая, но чисто платоническая любовь - красавица-соседка Мэри Джейн Уотсон.

Ещё у Питера имелась особенность, роднившая его скорее со злодеями, чем с героями классических комиксов, - он был "сумасшедшим учёным". Ведь если силу паука он получил с радиоактивной слюной укусившего его восьминогого мутанта, то мечущие паутину трубки Паркер сделал сам, в своей домашней лаборатории.

Для эксперимента с Человеком-Пауком выбрали 15-й номер "Удивительных фантазий", на котором издание антологии было решено прекратить. "Повредить журналу уже нельзя, - рассудили боссы. - Так что пусть Ли делает что хочет". И Ли сделал. Созданный им вместе с художником Стивом Дитко комикс поднял продажи антологии едва ли не до небес. В спешном порядке её многострадальное название в очередной раз было изменено на "Удивительный Человек-паук", и именно под этим именем Питер Паркер стал одним из популярнейших героев американского комикс-пантеона.

Подростки оценили нового персонажа - понятного и куда более похожего на них самих. Кончено, хорошо, как Бэтмен, коршуном обрушиваться на нарушителей порядка, но куда круче "дать прикурить" школьному задире или завоевать сердце школьной красавицы. Не забывая, разумеется, время от времени спасать мир от злодеев всех мастей. "Человек-паук" вытаскивал на поверхность сокровенные, личные комплексы и расправлялся с ними так же, как супергерои прошлого крушили коммунистических шпионов.

За Питером Паркером последовали другие схожие персонажи комиксов, и уже к началу 70-х Marvel вошла в число крупнейших американских издателей комиксов, а Стэн Ли продолжал расти по служебной лестнице и достиг в компании высочайших руководящих постов, сделав многое как для развития комикс-индустрии, так и для борьбы с "Моральным кодексом". Кстати, именно в "Человеке-Пауке" на свой страх и риск Ли впервые в истории США опубликовал комикс-сюжет, посвящённый опасностям приёма наркотиков.

Паучье невезение

Несмотря на успехи Marvel практически во всех отраслях американской массовой культуры, связанной с супергероями, главную индустрию Стэну Ли и его команде покорить никак не удавалось. Кино не отвечало взаимностью "Человеку-Пауку", "Людям Х" и прочим творениям издательства.

Зато на голубом экране красный паучок смотрелся весьма удачно. Во-первых, с 1967 по 1969 год выходил анимационный телесериал. Во-вторых, в конце 70-х появился сериал с живыми актёрами, позднее "клонированный" в Японии студией Toei, известной не только своей мультипликацией, но и многосерийными фильмами о супергероях восточного разлива. За ним последовали ещё два американских анимационных сериала - начала 80-х и середины 90-х. Благодаря им каждое новое поколение юных граждан получало очередную, всё более совершенную версию полюбившегося комикса.

Но вот с кино ничего не получалось. Правда, из сериала было смонтировано три полнометражных фильма, но смотрелись они жалко и успеха не имели. Даже 90-е не принесли "Пауку" желанной полноценной экранизации. И это в то время, когда DC Comics купалась в деньгах благодаря возрождению марок "Супермен" и "Бэтмен", а независимые издатели резко поднимали тиражи, завоевав успех с проектами вроде "Маски" и "Черепашек-ниндзя". На долю же Marvel выпали лишь "Палач", прославивший одного Дольфа Лундгрена, а также провальный и совершенно несмотрибельный "Капитан "Америка".

Положение надо было срочно исправлять, и "Человек-Паук" казался самой естественной кандидатурой для того, чтобы вернуть кинокомпании доброе имя и принести полноценный коммерческий киноуспех. Однако к тому времени, когда издательство серьёзно заинтересовалось этим вопросом, права на постановку принадлежали уже не Marvel - они плавали где-то разорившимися студиями Cannon Films и Carolco Pictures, что исключительно запутывало лицензионную ситуацию.

Какое-то время проект пытался поднять Джеймс Кэмерон, как раз закончивший в 1991 году снимать "Терминатор 2". Однако даже ему не удалось распутать паутину юридических споров, сплетённую настолько прочно, как будто её сделал сам Человек-Паук. В результате всё, что удалось предпринять режиссёру, - это подготовить сценарий, в котором Питер сражался с Песчаным Человеком и доктором Осьминогом. Окончательно разочаровавшись в этой экранизации, Кэмерон занялся "Правдивой ложью".

Но проект не умер. Его подобрала компания Sony, почуявшая не только запах доходов от проката, но и возможность выпускать бесконечные игры для персональных компьютеров и телеприставок. Юристам фирмы, поднаторевшим в финансовых спорах, удалось разобраться в том, кто кому был должен, и на корню скупить все права на киноверсию. Однако наученная горьким опытом Marvel вытребовала себе право сопродюсирования - на случай очередных "непредвиденных осложнений" и для того, чтобы проконтролировать каждый этап создания фильма.

Упрямый живой

Возглавить работу над экранизацией согласился Сэм Рэйми, прославившийся как создатель снятого за сущие гроши киносериала "Зловещие мертвецы" и фильмов "Человек из тьмы", "Быстрый и мёртвый", "Простой план" и "Дар", а также как продюсер сериала о похождениях воительницы Зены. Первым делом он отбросил сценарные предложения, разработанные Кэмероном, и решил начать со сражения Человека-Паука с его самым известным врагом - Зелёным Гоблином, альтер-эго магната Нормана Осборна, страдающего раздвоением личности.

Здесь-то у Рэйми и начались проблемы. Нет, не с его командой - сценарист Дэвид Копп с энтузиазмом занялся своей работой, а дизайнеры - своей. Шум подняли поклонники оригинального комикса, тщательно изучившие каждую запятую в просачивавшихся обрывках информации о предложениях Рэйми.

Фанатов более всего не устраивали два факта. Прежде всего, напомним, что в комиксе Паркер сам изобретает устройство, испускающее паутину. Однако в сценарии Коппа (как, кстати, и в разработках Кэмерона) юноша приобретал эту способность, как и все остальные сверхумения, в результате мутации. Разница была существенной, ведь по сюжету оригинала Питер - юный гений. Но Рэйми стоял на своём: "В комиксе, который я обожаю, он гений, и это мы сохраним. Питер очень умный парень, но если он может создать материал, который не могут воспроизвести даже гиганты химической промышленности, какой же он после этого простой школьник?"

С этим аргументом поклонники комикса согласились и перенесли атаку на изменение номер два - совершенно иной костюм Зелёного Гоблина, сменившего зелёно-фиолетовую лайкру на стальную броню с изумрудным отливом. Причины редизайна были очевидны - новый вариант куда интереснее смотрелся на экране, но доходчиво объяснить это фанатам не удалось. Так что претензии по поводу Гоблина сыпались на съёмочную группу до самого завершения работ.

Ещё больше споров вызвал подбор актёра на главную роль. Чуть ли не всё подходящие по возрасту молодые звёзды обращались к продюсерам и просились поучаствовать в пробах. Однако у Рэйми был свой взгляд на проблему. Он предпочёл Тоби Магуайра, известного по ролям в серьёзных фильмах вроде "Правил виноделов". "Мне всегда нравился Тоби как актёр, - признался Рэйми. - Но во время съёмок я узнал, что он ещё отлично разбирается в сценариях и может сразу определить, какая сцена получится, а какая - нет. Он не просто актёр - он ещё и драматург".

Продюсеры Sony не особенно обрадовались возможности доверить ключевую для фильма роль актёру, не зарекомендовавшему себя как мастер собирать кассу, к тому же не читавшему комикс. Лишь после того, как Рэйми настоял на своём, они согласились посмотреть на Магуайра в образе Питера и в костюме Человека-Паука. "Сэм меня во всём поддержал, - вспоминает актёр. - Кажется, он решил взять меня на роль Паркера задолго до того, как получил одобрение студии. Поэтому мы вместе убеждали продюсеров доверить эту работу именно мне".

Цифра против аналога

Вскоре к Магуайру присоединились Кирстен Данст, согласившаяся сыграть Мэри Джейн, и Уиллем Дефо, взявший на себя роль Нормана Осборна и Зелёного Гоблина, так что можно было начинать съёмки. Однако реальность нынешнего кино потребовала призвать в команду ещё нескольких актёров - состоящих не из крови и плоти, а из цифр и пикселей.

Согласно сценарию, Человек-Паук должен был залихватски носиться по просторам Нью-Йорка, перекидываясь со здания на здание с помощью своей паутины. Первоначально Рэйми планировал снимать все трюки "в лоб" - с каскадёрами и целой системой шкивов и блоков. Однако подключившийся к проекту кудесник спецэффектов Джон Дикстра быстро развеял фантазии режиссёра, привыкшего снимать дешёвые кошмары. Он объяснил, что в наше время такие фокусы слишком опасны, да и не нужны - ведь в распоряжении Sony есть мощные компьютеры, готовые воплотить любую прихоть Рэйми.

В конечном итоге сотрудники Дикстры воссоздали не только Человека-Паука и Зелёного Гоблина, но и несколько улиц Нью-Йорка, сделав их практически неотличимыми от оригинала. Колоссальные усилия были положены на то, чтобы виртуальные актёры двигались точно так же, как Магуайр и Дефо, и чтобы разницу между "аналогом" и "цифрой" не могли заметить даже очень внимательные зрители.

Поистине титанический труд, но он того стоил. Вот что сказал по этому поводу Рэйми: "В отличие от прочих актёров, компьютерный Человек-Паук ни в чём мне не перечил. Он точно выполнял всё, что мы ему приказывали. Правда, поначалу он долго не хотел вылезать из своего виртуального трейлера, но затем показал всё, на что способен". А способен он был на многое. Ни один каскадёр не смог бы повторить трюки, исполненные цифровыми двойниками главных героев.

Долгая дорога к зрителю


По стечению обстоятельств "Человек-Паук" оказался в числе тех картин, которые наиболее сильно пострадали от событий 11 сентября. Дело в том, что прыжки вокруг башен-близнецов составляли существенную часть рекламного ролика фильма и прилагавшегося к нему рекламного материала. Разве можно было представить себе, что вид этих величественных небоскрёбов станет символом не гордости за Америку, а боли и страдания?

К счастью, цифровые спецэффекты помогли и тут. Упавшие башни быстро удалили и из рекламного ролика, и из ленты, так что полнометражный "Человек-Паук" смог наконец-то предстать перед публикой - ровно через сорок лет после появления своего главного героя на американском комикс-небосклоне. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

В оценке самого фильма аудитория разделилась на три больших группы. Первую группу составляло большинство - те, кто с детства разделял любовь Рэйми и Стэна Ли к "Человеку-пауку" и кто с радостью насладился главной особенностью комикса - тем, что это не рассказ о супергерое, а история парнишки, получившего суперсилу, а потому отношения с Мэри Джейн, одноклассниками, тётей и дядей занимают в картине больше места, чем война с Зелёным Гоблином. Именно благодаря этим зрителям лента поставила несколько кассовых рекордов и принесла потрясающую прокатную прибыль.

Во второй группе было меньшинство разочарованных - те, кто ждал супербоевика в прямом смысле этого слова или же серьёзной психологической драмы о "трудностях божественности", а получил вместо этого хороший, но не более того, летний блокбастер - весёлый и сравнительно бездумный.

Наконец, в третьей группе оказались те, кто не родился в США, не был с детства окружён всяческими инкарнациями Человека-Паука и поэтому никак не мог понять, из-за чего столько шума вокруг истории о парне, которого укусил мутант. Естественно, основная их часть - это российские зрители. Ведь у нас комиксы начали активно издаваться лишь в этом году, а с мультсериалом знакомы лишь те, кто в начале 90-х активно собирал пиратские кассеты. Действительно, спустя 40 лет после того, как "Человек-Паук" начал своё триумфальное шествие, трудно понять, почему он до сих пор пользуется в Америке такой популярностью. Но это не повод его игнорировать. Всё-таки хорошее и забавное зрелище есть зрелище - особенно если его сделали в Голливуде.

А тем временем Сэм Рэйми готовит продолжение, в котором Питер Паркер всё же сразится с доктором Осьминогом. По крайней мере, на сегодняшний день это наиболее достоверное предположение. Остаётся только дождаться и проверить - премьера сиквела назначена на июнь 2004 года.


 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru be number one

Мой баннер
Посмотреть код

© Designed by Claire Keeply Banner and logo courtesy by Stinger
Оптимизировано под IE 6.0. 2003 Tobey Maguire Fan World

Hosted by uCoz