Кинопарк
"Судьба человека"
"Человек-Паук"
(Spider-Man), США
Режиссёр: Сэм Рэйми
В ролях: Тоби Магуайр, Кирстен Данст, Джеймс Франко, Уиллем Дэфо
Легенды,
мифы, сказки есть у всех народов мира. У великого американского народа
тоже имеется фольклор - это комиксы. Если сказки и мифы придумывались
у костра или при свете горящей луны, то комиксы сочинялись в век электричества
и других благ цивилизации. Их герои, супермены, не какие-нибудь ветхие
архетипы и отвечают всем чаяниям американской нации на данный исторический
момент. Комиксы - это не просто книжка с картинками. Комиксы - это
воплощение Великой Американской Мечты (об этом нам уже поведал М.
Найт Шьямалан в своём "Неуязвимом"). Между прочим, Супермен,
ставший образцом и пугалом для всех американцев, был придуман двумя
подростками, Джерри Сигалом и Джо Шустером. Они мечтали о подвигах,
совершаемых под маской. Вот откуда подростковое стремление нести возмездие
во имя…
Комиксы же про Спайдермена придумал в 1962 году знаменитый ныне Стэн
Ли. Человек-Паук несколько изменил понятие "супергерой".
Спайдермен, он же Питер Паркер, был первым героем, имеющим реальную
жизнь с повседневными заботами, типичный подросток с проблемами пубертантного
периода, который по чудесной случайности обладает способностью прилипать
к стене. Потом был телесериал с великолепным Николасом Хэммондом и,
конечно, мультик.
За право снять крупнобюджетный фильм о знаменитом супергерое Marvel
Comics боролись несколько режиссёров. Первым был Дэвид Финчер, но
отказался в пользу "Комнаты страха". Потом Джеймс Кэмерон
подготовил сценарную разработку, но из-за неразберихи с правами предпочёл
отойти в сторону. Последним взялся за работу (и завершил её) Сэм Рэйми,
друг Коэнов, режиссёр "Армии тьмы" и "Быстрого и мёртвого".
А легендарный Стэн Ли поучаствовал в создании сценария. На роль Спайдермена
пробовались Джуд Лоу, Хит Леджер и Крис О'Доннел, но Рэйми настоял
на Тоби Магуайре ("Правила виноделов")
Студент Питер (Магуайр) любит Мэри Джейн (Данст), а Мэри Джейн принимает
ухаживания друга Питера, Гарри (Франко), шансов у Питера маловато:
куда ему, бедному сироте, против Гарри, наследника отцовских миллионов?
Но однажды Питера на экскурсии укусил генетически-модифицированный
паук. После чего Питер превратился в Человека-Паука: стал ходить по
стенам и потолку и стрелять паутиной. Сначала Питер использовал новые
способности в меркантильных целях, но после того, как бандит убивает
его дядю, до студента доходит: большая сила означает большую ответственность.
Спайдермен становится грозой преступников всего Нью-Йорка.
Весь съёмочный период картины сопровождался несчастьями. Дублёр Тоби
Магуайра врезался в стену и сломал ногу. Рабочему, строившему декорации,
на голову упал кран - с летальным исходом. А после событий 11 сентября
стало ясно, что часть фильма надо перемонтировать: в сцене, вошедшей
в рекламный ролик, Человек-паук ловит вертолёт с грабителями в огромную
сеть, натянутую между двумя нью-йоркскими башнями-близнецами.
Тем не менее, пыль от протараненных небоскрёбов улеглась, и кино вышло
на экраны. Здесь нет таких остроумных стилистических решений, как
в "Бэтмене" Тима Бёртона или "Дике Трэйси" Уоррена
Битти. Зато полно спецэффектов, налево и направо летит паутина, Тоби
Магуайр прыгает с одного фонарного столба на другой, а дети в зале
переживают, догадается ли Мэри Джейн, что Питер и есть Человек-Паук,
или выйдет замуж за Гарри?